Центр материнства Я-МАМА (Вологда) - Статьи
 

Статьи
Малыш говорит НЕТ! или ОТКАЗ ОТ ГРУДИ!

Елена Чукаловская, психолог, консультант по грудному вскармливанию 

Попробуем представить себе, что будет, если детеныш млекопитающего, к примеру, медведицы, слонихи, гориллы, вдруг возьмет да и раздумает сосать маму? Ответ прост: в естественных условиях такой малыш не выживет. Поэтому маму он не сосет только в двух случаях: либо сам слаб и нежизнеспособен, либо с мамой случилась беда, и мамы больше нет. Во всех остальных случаях детеныш маму сосет. Так уж устроена Природа, что отказ от груди - явление неестественное. Отказ практически не встречается в природе, не встречается он и в человеческих сообществах, сохранивших архаичную культуру воспитания детей. В современном цивилизованном обществе отказ ребенка от груди - явление весьма привычное. Попробуем понять, почему это происходит.
Главная задача любой популяции, том числе человеческой - выжить, сохранить потомство. В ходе естественного отбора на протяжении десятков тысячелетий закреплялись признаки, позволяющие матери обеспечивать наилучшие условия для сохранения потомства, формировались оптимальные модели материнского поведения. Материнский опыт, знания, приемы материнского искусства были достоянием всего сообщества - рода, племени и непрерывно передавались из поколения в поколение. В таком сообществе молодая мать никогда не бывает брошена на произвол судьбы. Она готова к материнству, потому что, во-первых, ее саму вскормили и воспитали правильно, как вскармливали и взращивали все предшествующие поколения, наилучшим для сохранения здоровья потомства образом. Во-вторых, она умеет обращаться с маленькими детьми, потому что видела, как ведут себя другие матери, и сама нянчила малышей. В-третьих, ее всегда опекают и поддерживают более опытные матери. Они учат ее кормлению и уходу за ее собственным ребенком, поправляют, если мама что-то делает не так. К рождению четвертого ребенка женщина становится достаточно опытной матерью, чтобы обходиться без опеки, передавать свой опыт другим матерям.
К сожалению, случилось так, что цепочка передачи материнского опыта прервалась. Большинство современных мам воспитано "по Споку". Кроме того, они практически не общались с малышами до рождения собственных деток и никогда не наблюдали за тем, как опытные женщины кормят грудью, ухаживают за своими детьми. Большинство современных бабушек носителями положительного материнского опыта не является, ведь это именно они своих детей "по Сопку" растили. Вдобавок и мамы, и бабушки запутались в противоречивых сведениях о том, как же все-таки правильно кормить, растить и воспитывать. Вместо помощи и поддержки, знаний и опыта, проверенного поколениями, современное общество предлагает маме разнообразные "заменители", средства для отделения ребенка от мамы в виде смесей, бутылочек с сосками, пустышек, радионянь, а также множество новомодных методик воспитания и развития, противоречащих самой природе человека.
В этих условиях отказ - неестественное по сути своей явление уже давно стал делом привычным. В практике консультирования по грудному вскармливанию проблема отказа стоит на третьем месте по количеству обращений после подозрения на недостаток молока и лактостаза.
В сегодняшней ситуации отказ ребенка от груди - вполне естественный и единственно доступный ребенку способ сказать маме "нет", заявить о своем несогласии с ее действиями.
Как выглядят нормальные отношения мамы и грудного ребенка
Многочисленные наблюдения за поведением грудных детей в естественных условиях, а также за поведением тех мам, которым посчастливилось получить тот самый, проверенный поколениями материнский опыт, позволяют понять, как же ведет себя в норме грудной ребенок, как выглядят его взаимоотношения с мамой.
Если мама предлагает грудь, малыш всегда начинает сосать. Даже если в этот момент ему не очень то и хочется, грудь он возьмет. Просто в этом случае сделает несколько сосательных движений и спокойно грудь отпустит. Почему так происходит?
Так устроено природой, что новорожденный человеческий детеныш - существо беспомощное, полностью зависимое от мамы. Поэтому отношения в паре мать-дитя несимметричны: мама главная, она выполняет ведущую роль. Мама главная, предлагает грудь - значит так надо, и малыш начинает сосать.
Обычно мама своим лидерством не злоупотребляет и предлагает ребенку грудь, когда он действительно испытывает потребность в сосании, либо в экстренной ситуации, где ей самой нужна помощь. Например, по какой-то причине пришло слишком много молока и мама испытывает дискомфорт.
Стоит отметить, что описанное выше поведение является нормой на протяжении всего периода грудного вскармливания. А продолжительность этого периода у человека составляет в среднем три с половиной года.
Так бывает, если взаимоотношения в паре мать-ребенок нормальные. Если они нарушены, малыш может отказываться от груди.
Как нарушаются взаимоотношения
Когда малыш появляется на свет, он точно знает, что у него есть мама. За девять месяцев своей внутриутробной жизни малыш привык к вполне определенным ощущениям: он привык слышать звуки маминого организма, ее голос, ритм ее шагов, привык к определенной температуре и комфортной позе, к маминому запаху. Новорожденный малыш нуждается в постоянной близости с мамой, ведь именно у нее на руках, посасывая грудь, он попадает в атмосферу привычных ощущений, в атмосферу умиротворения и комфорта. Ребенок ожидает от мамы вполне определенных действий, направленных на удовлетворение всех его потребностей, он ждет, что поведение мамы, в общем, не сильно будет отличаться от поведения женщины первобытной или живущей в индейском племени, изолированном от цивилизации. Это врожденные генетические ожидания, сформировавшиеся в ходе эволюции, которые есть у каждого новорожденного малыша. Если мама не оправдывает ожиданий ребенка, малыш теряет веру в ее надежность, а это всегда фундамент возможного отказа. Например, ребенок может "обижаться" на роды. Когда в ход естественного процесса вмешались, нарушив его. В такой ситуации малыш может отказаться от груди уже в первые дни жизни. Такие ситуации редки, но они встречаются.
Может быть, мама пытается научить ребенка плавать и нырять, делает с ним динамическую гимнастику, неловко держит, неправильно ухаживает, кормит по режиму, редко берет на руки, откладывает малыша спать в отдельную кроватку… Во всех этих случаях ребенок испытывает негативные переживания. Он не ожидает, что мама может вести себя подобным образом, потому что тысячи предшествующих поколений мам вели себя совсем по-другому.
Как выглядит отказное поведение
В ответ на предложение мамы малыш не берет грудь. Может отворачиваться молча, может кричать при попытке дать грудь или как только грудь оказалась во рту, или даже при виде мамы и груди, часто выгибается. Встречаются разные варианты:
Ребенок не берет обе груди.
Ребенок не берет одну грудь, а другую сосет хорошо.
Берет грудь, но, сделав несколько сосательных движений, с криком бросает.
В периоды бодрствования малыш не берет грудь или берет и с криком бросает, а на сон берет грудь и сосет во сне совсем по-другому. 
Разновидности отказа
В зависимости от поведения ребенка и причин, его вызывающих, выделяют несколько видов отказа:
При кажущемся или ложном отказе наблюдается поведение, похожее на отказ, но вызвано оно не нарушением взаимоотношений, а другими причинами.
Причиной подлинного отказа всегда является нарушение взаимоотношений. В зависимости от степени нарушений, поведение ребенка может различаться. В случае мягкого отказа ребенок иногда берет грудь, в случае жесткого - не берет вообще. 
Кажущийся отказ
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи кажущегося отказа и действия мамы, позволяющие исправить ситуацию
Некоторые мамы пугаются, принимая за отказ такое поведение, при котором новорожденный ребенок вертит головой у груди. В исполнении новорожденного подобное движение с отрицанием не связано. Это инстинктивное поведение ребенка, проявление поискового рефлекса, который помогает малышу ориентироваться и находить сосок.
В этом случае маме следует научиться правильно прикладывать ребенка к груди и контролировать его поведение, тогда рефлекс вскоре отомрет за ненадобностью.
При правильном прикладывании ротик малыша широко открыт, губки расслаблены и вывернуты, захватывают ареолу практически полностью, язычок подложен на нижнюю десну. При правильном прикладывании малыш сосет бесшумно, не причмокивает, не щелкает язычком, не заглатывает воздух.
Для контроля маме следует всегда накладывать свободную руку на головку ребенка, не позволяя ему крутить головой, сползать на сосок или оттягивать его.
Малыш может начать беспокоиться у груди, испытывая телесный дискомфорт. Например, из-за желания пописать или покакать.
Маме стоит относиться к этому с пониманием, успокаивать и поглаживать ребенка. В такой ситуации малышу стоит снова предлагать грудь, ведь сосание груди помогает ребенку справиться с подобными проблемами. Научившись высаживать ребенка, мама сможет еще лучше помогать ему в подобных ситуациях.
Ребенок может не брать грудь из-за того, что ему больно сосать.
Такое случается, если ребенок болен, например, у него насморк, стоматит, ангина, молочница.
Если ребенок болен, его следует лечить. Возможно, во время болезни малыш будет лучше сосать во сне.
Ребенка могут беспокоить зубы.
Для уменьшения болезненности, связанной с прорезыванием зубов, можно использовать местные обезболивающие средства, предназначенные для этих целей.
Когда боль пройдет, малыш снова будет охотно брать грудь.
Другой случай, связанный с болезненностью - колики. При коликах малыш регулярно ведет себя беспокойно по вечерам. Ребенок может кричать при смене положения тела, при любом напряжении, не может сосать. Он поджимает ножки к животу, резко выпрямляет их, плачет, поэтому многие ошибочно считают, что ребенка беспокоит боль в животе. На самом деле, маленький ребенок одинаково ведет себя при любой боли, поскольку у него еще нет локализации ощущений. Действительной причиной колик являются не проблемы с пищеварением, а головная боль сосудистого происхождения, грудничковая мигрень. От напряжения боль усиливается, поэтому малыш болезненно реагирует на все, что требует от него напряжения. Если ребенок подвержен коликам, он может быть чувствительным к геомагнитным явлениям, перемене давления, фазе Луны.
При коликах маме следует вести себя спокойно. Не предлагайте ребенку грудь во время приступа, он не сможет сосать, поскольку это требует от него напряжения и усиливает боль. Держите ребенка на руках, постарайтесь подобрать такое положение тела малыша, или ритм укачивания, при котором он сможет успокоиться и уснуть. Если ребенок уснул, не меняйте положение его тела. Важно не разбудить ребенка, дождаться, когда он проснется сам. Постарайтесь устроиться поудобнее и терпеливо ждите, когда он проснется. Если малыш проснулся сам, значит приступ прошел. Предложите ему грудь, теперь он снова сможет сосать.
Склонность ребенка к коликам бывает вызвана ошибками в уходе за ним. Если у Вашего малыша колики, постарайтесь наладить уход, обучитесь приемам материнского искусства.
Ребенку бывает сложно сосать, когда молоко слишком сильно течет из груди. Во время бодрствования малыш может испытывать трудности с сосанием.
Как правило, эти трудности временные и к трем - четырем месяцам все налаживается. Реагируйте на ситуацию спокойно, постарайтесь успокоить малыша, ласково разговаривайте с ним, поглаживайте, покачивайте. Попробуйте приспособиться к ситуации, подобрав с помощью консультанта наиболее удачную позу для кормления. Во сне, как правило, малыш затруднений с сосанием не испытывает, постарайтесь это использовать.
Бывают случаи разового отказа от груди. Если мама отлучилась, оставив ребенка, то по возвращении она может обнаружить, что малыш не хочет сосать грудь.
Постарайтесь вести себя спокойно, внешне не реагируйте на происходящее. Укачайте ребенка. Когда он уснет, ложитесь с ним в обнимку и постарайтесь дать грудь при первом его шевелении. Как правило, после сна все налаживается.
Не забывайте о том, что грудной ребенок должен сосать только грудь. Соски и пустышки ему не следует давать даже в отсутствие мамы. Человек, с которым вы оставляете ребенка, должен уметь при необходимости докормить малыша из ложки, чашечки или шприца без иголки.
Разовый отказ занимает промежуточное положение между кажущимся и подлинным отказом. Разовый отказ может быть не случайным. Если это произошло, обязательно задумайтесь, все ли Вы делаете правильно, уверен ли ребенок в том, что вы надежная мама. 
Подлинный отказ
Подлинный отказ возникает, если нарушены взаимоотношения мамы с ребенком, когда действия мамы привели к тому, что малыш потерял веру в ее надежность. Если ребенок разуверился в надежности мамы, достаточно малейшего повода, чтобы спровоцировать отказ. Это может быть отлучка мамы или поход в поликлинику, приход гостей или курс массажа… Как правило, в течение двух недель до начала отказного поведения происходит какое-то событие, в своем роде, последняя капля, переполнившая чашу, и малыш начинает забастовку. Поведение ребенка - это выражение его отношения к маме. В зависимости от тяжести нарушений малыш ведет себя по-разному. Если он иногда берет грудь, то это протест против действий мамы, попытка ее "перевоспитать". Если ребенок не берет грудь вообще, это ультиматум, настоящий отказ от мамы.
Большинство мам тяжело переживают отказ, испытывают глубокое чувство вины перед ребенком, растерянность и беспомощность.
Что же делать, если ребенок, действительно, отказывается от груди?
Как преодолеть подлинный отказ
Прежде всего, необходимо понять, почему произошел отказ, найти его причины. Отметим, что не всегда это просто сделать, неопытная мама, как правило, своих ошибок не замечает. Консультант поможет вам найти причины и поводы для отказа и, по возможности, их устранить.
Бывает, что причины устранить нельзя. Ведь мы не можем изменить прошлое, но, осознав свои ошибки, способны не повторять их в будущем. Помните, что в каждой конкретной ситуации человек выбирает наилучшее из всех доступных ему решений. Тогда Вы не знали, как поступать правильно и не было рядом человека, способного помочь, научить, поправить Вас. Постарайтесь не винить себя за ошибки, допущенные в прошлом, смотрите вперед.
Прежде всего, ребенку необходимо Ваше сочувствие и понимание. Ему сейчас плохо. Вам тоже нелегко. Верьте, если Вы будете действовать уверенно, не сомневаясь в том, что поступаете правильно, и выполнять все рекомендации, все обязательно получится, и вскоре Вы с малышом будете наслаждаться вновь обретенной близостью.
Первый этап (подготовительный)
Справится с отказом нелегко, поэтому постарайтесь закончить неотложные дела и заручиться поддержкой. Попросите родственников на две-три недели взять на себя хозяйственные обязанности, чтобы Вы могли посвятить все свое время ребенку. Постарайтесь объяснить, что и зачем Вы собираетесь делать и попросите не вмешиваться как минимум три недели. Хорошо, если рядом будет женщина, способная, выслушав все Ваши жалобы, сказать что-то в роде: "А все-таки, ты молодец. Ты поступаешь правильно. Все обязательно получится ". На подготовку тылов может уйти от нескольких дней до нескольких недель. Каждый день имеет значение, поэтому не стоит растягивать ее слишком надолго.
Второй этап (основной)
Проводится путем маленькой "осады". Мама на 2-3 недели запирается от мира, уединяется с ребенком и восстанавливает утраченные взаимоотношения, обеспечивая малышу условия, максимально напоминающие состояние внутриутробного комфорта.
Все это время она очень много времени проводит с ребенком на руках и лежа с ним в обнимку. Часто мама практически не покидает пределов комнаты или даже дивана. Когда выходит из комнаты, берет малыша с собой. Исключается все, что может отвлекать ребенка от мамы: прогулки, походы в гости, приход гостей, походы в поликлинику, массаж. Нельзя передавать ребенка на руки другим людям. Две-три недели прикасается к малышу только мама.
Убираются все предметы для сосания: пустышки, соски. Они убираются навсегда. Если Вы докармливаете ребенка из бутылочки, научитесь делать это ложкой. Можно сделать это постепенно, за 3-4 дня. Потом уберите пустышку. Если ребенок младше двух месяцев, забудьте о ней сразу. Если ребенок старше и к пустышке привык, оставьте ее на несколько минут перед засыпанием, потом уберете совсем. В дальнейшем следует добиться, чтобы ребенок всегда засыпал с грудью.
Если ребенок получает докорм, его уменьшают. Об этом всегда следует посоветоваться с консультантом. Контролируют состояние ребенка по количеству мочеиспусканий.
Маме стоит раздеться по максимуму, идеально надеть шорты и легкую рубашку на пуговках, максимально раздеть ребенка. Важно, чтобы малыш как можно чаще прикасался к маминой коже, чувствовал, что грудь рядом и всегда доступна.
Грудь предлагается ребенку с частотой, зависящей от возраста, пола и вида отказа. Всегда предлагайте грудь на сон, при просыпании и при каждом беспокойстве ребенка. Предлагая грудь, не настаивайте. Если попытка не удалась, успокойте малыша. Спите в обнимку с ребенком и днем и ночью. Во сне предлагайте грудь, как только малыш пошевелится.
Нельзя допускать, чтобы ребенок плакал под грудью. Если это случилось, прикройте грудь, отвлеките и успокойте его.
Если ребенок сосет, не отнимайте грудь, пока он сам ее не отпустит.
Обычно, если мама выполняет все рекомендации, через 3-5 дней малыш начинает сдавать свои позиции. Борьба с отказом закончена, если ребенок сам просит грудь. В любом случае, продолжайте "осаду" не менее двух недель.
Третий этап (закрепление достигнутых результатов)
Для того чтобы закрепить достигнутое, будьте бдительны, пока ребенку не исполнится восемь месяцев.
Малыш, который хотя бы однажды испытал сомнения в надежности мамы, нуждается в длительной реабилитации. Скорее всего, он еще не раз захочет проверить Вас на предмет надежности, будет вести себя провоцирующе. Маме стоит устраивать малышу проверки на "лояльность" и предлагать грудь по своей инициативе 1-2 раза в день. В случае рецидивов отказа придерживайтесь изложенных выше рекомендаций.
Устойчивое отношение к груди будет сформировано у ребенка только к восьми месяцам.
Здесь даны самые общие рекомендации. Если у Вас не получается, обратитесь за помощью к консультанту. После того, как отказ преодолен, Вам придется научиться жить по-другому. Освоить все тонкости и приемы материнского искусства вам поможет инструктор по уходу. Если у Вас нет возможности пригласить инструктора, обратитесь за помощью к опытной маме. Важно, чтобы женщина, с которой Вы советуетесь, имела положительный опыт грудного вскармливания, то есть кормила грудью не менее полутора лет, вспоминает об этом с удовольствием.
В заключение, стоит отметить следующее:
Отказ от груди - это не повод прекратить грудное вскармливание, а повод задуматься о том, все ли Вы делаете правильно. Это важно и в случае разового отказа.
Если ребенок отказывается от груди, всегда стоит бороться за продолжение грудного вскармливания, однако после восьми месяцев справиться с отказом бывает сложнее.
Справиться с отказом, как правило, бывает непросто. Но Ваши усилия будут оправданы. Ведь речь идет о продолжении грудного вскармливания - основы Ваших взаимоотношений с ребенком, основы его отношений с миром и другими людьми. Впереди вся жизнь, помогите малышу не потерять веру в Вас в самом начале пути!
 
Педагогический прикорм для грудничков или с кем его едят)

Педагогический прикорм – это способ знакомства ребенка со «взрослой» едой, развитие у него интереса к еде и обучение кушать самостоятельно. В отличие от традиционного введения прикорма, тут нет строго плана по видам и количеству продуктов. Одно из главных отличий – то, что для ребенка ничего не готовят специально. Ему предлагают так называемые микродозы (два-три рисовых зерна или один глоток) «взрослой» еды. При этом важно не заставлять ребенка есть – нужно, чтобы он сам проявил интерес к еде. Малыш лишь знакомится с новой пищей. Основным питанием для него остается материнское молоко. Поэтому, этот вид прикорма подходит только для тех, кто кормит грудью.

 

Зачем нужен педагогический прикорм?

 

Педагогический прикорм постепенно приучает ребенка ко взрослой еде. Пищевой интерес возникает в 4-7 месяцев, и его нужно поддерживать и развивать, чтобы у малыша в будущем был хороший аппетит.
Поскольку при педагогическом прикорме для ребенка вовсе не обязательно измельчать (пюрировать) пищу, он начинает знакомиться с твердыми кусочками, делает первые попытки прожевать и проглотить микроскопические порции (микродозы). Наблюдая за взрослыми, ребенок учится пользоваться посудой и столовыми приборами, самостоятельно есть. При этом организм ребенка постепенно привыкает именно к той еде, которую едят в его семье. Сторонники педагогического прикорма считают, что бессмысленно приучать ребенка к баночкам, потому что впоследствии он не будет этим питаться. Кроме того, сомнительным является и содержание детского питания, потому что их срок годности – два года, а, значит, они полны консервантов.

В каком возрасте можно начинать педприкорм?

 

Брать ребенка с собой за стол рекомендуется с трех-четрых месяцев. Так он узнает, что еда – часть ежедневной жизни всех членов семьи. Родителям важно не упустить момент, когда ребенок начнет проявлять интерес к «взрослой» еде.
В пять-семь месяцев исчезает выталкивающий рефлекс языка, когда малыш стремится все выплюнуть. К этому возрасту он уже может сам садиться, а его организм готов к перевариванию твердой пищи. В это время можно начинать педагогический прикорм.

 

Как организовать педагогический прикорм?

 

Первые несколько недель ребенок во время еды сидит на коленях у мамы и пробует микродозы из ее тарелки. Поэтому, метод подходит только тем мамам, которые сами правильно и разнообразно питаются. Проще говоря, если у вас сегодня на обед сосиски с кетчупом, то идея педприкорма вам явно не подходит.
Важно предлагать ребенку все виды пищи, но если ему не нравится – не настаивать. Дав малышу попробовать что-то новое, лучше сделать перерыв на несколько дней. Это необходимо для того, чтобы выяснить, нет ли у него аллергии на какие-либо продукты.
За один раз можно пробовать две-три микродозы одного продукта или по микродозе трех-пяти видов продуктов. Постепенно количество микродоз и видов еды увеличивается. Ребенка можно пересадить в стульчик для кормления и дать ему свою тарелку. Грудное вскармливание продолжается параллельно с прикормом.

 

Не полезнее ли с целью прикорма давать детское питание?

 

Цель педприкорма состоит в постепенной адаптации детского желудка к «взрослой» пище. Получая совсем небольшие порции именно «взрослой» пищи, малыш адаптируется ко всем ее компонентам, к новой консистенции и к незнакомым вкусовым ощущениям.
Если ребенка кормят из баночек, эта адаптация происходит гораздо медленнее. Из-за его равномерной полужидкой консистенции и более нейтрального вкуса. К тому же специальное детское питание содержит консерванты и стабилизаторы, сухие концентраты с добавлением синтетических витаминов и ароматизаторов. Всю эту информацию внимательные родители могут прочесть на этикетках к детским продуктам. Другое дело, что этикеток к зимним овощам и фруктам и вовсе нет. Но от этого не становится спокойнее за их состав, если они не выращены на своем огороде.

 

Не подавится ли малыш неизмельченными кусочками пищи?

 

Еду для малыша не стоит специально измельчать — достаточно отщипывать маленькие кусочки. Если он пытается проглотить слишком большой кусок пищи, маме стоит вытащить еду пальцем. Получая микродозы «взрослой» еды, грудной малыш учится жевать своими пока еще беззубыми деснами. Если ребенку трудно проглотить микродозу, он может “запить” ее грудным молоком.

 

В какой момент прикорм начинает заменять кормления молоком?

 

Переход на пищу с общего стола проходит параллельно с грудным вскармливанием. Резко заменять кормления прикормом нельзя. С 8-9 месяцев объем микродоз можно постепенно увеличивать. И к годовалому возрасту доводить до двух столовых ложек одного продукта. Так что, начиная с года, ребенок ест уже значимую для него порцию пищи, запивая ее грудным молоком.

 

На что следует обратить внимание при введении педприкорма?

  1. Состояние здоровье малыша

Если у малыша аллергия или проблемы с желудком, следует быть предельно внимательными, чтобы эти явления не усилились. Тут подходит принцип «Тише едешь – дальше будешь». Любые новые продукты стоит вводить небольшими порциями, отслеживать любые ухудшения после них.

  1. Состояние здоровья мамы и папы

Важно, чтобы и мама, и любой член семьи, с тарелки которого ребенок ест, были здоровы. Кариозные зубы во рту, язвенная болезнь в стадии обострения, некоторые хронические инфекции, текущее ОРВИ создают опасность передачи инфекции ребенку при пользовании общей тарелкой. Если какой-либо из этих неприятных моментов имеет место, ребенку лучше пользоваться отдельной посудой.

  1. Здоровое питание

Поскольку ребенок тянет руки абсолютно к любому продукту, который увидит, разумно будет сделать так, чтобы копченая, острая и вся другая «запретная еда» не попадалась ему на глаза. Для этого все взрослые члены семьи должны приобщиться к здоровому питанию.

 
Лучшие книги по естественному материнству, которые переворачивают сознание!

Список рекомендованной литературы для мам:


1. Ж.В.Цареградская "Ребенок от зачатия до года"
2. Ж.В.Цареградская "Новорожденный. Уход и воспитание"
3. Ж.Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым"
4. М. Оден "Научное познание любви"
5. И.Бауэр "Жизнь без подгузников"
6. Г. Дик-Рид "Роды без страха"
7. Фредерик Лебуаер "Роды без боли и страха".

  

 
ПРАВИЛО ТРЕХ МИНУТ

Оказывается, есть такое важное правило – правило “трех минут”. Оно работает, как для супругов, так и для детей. Когда родители в семье начинают выполнять это правило, то замечают, что оно очень многое меняет в отношениях к лучшему. 

Правило “первых трех минут” заключается в том, чтобы всегда встречать ребенка с такой огромной радостью, как будто встречаете друга, которого не видели уже много, много лет. И не важно, вы вернулись из магазина, в который выбегали за хлебом, или пришли домой с работы. Обычно всё, чем с вами хочет поделиться ребенок, он “выдает” в первые минуты встречи, именно в этом заключается важность не упустить это время. 

Вы сразу заметите тех родителей, которые интуитивно выполняют правило “первых трех минут”. Например, забирая ребенка со школы, они всегда приседают на уровень его глаз, обнимают при встрече и говорят, что по нему соскучились. В то время как другие родители просто берут ребенка за руку, говорят “пошли”, разговаривая при этом по телефону. 

Приходя с работы, сразу обращайте все внимание на ребенка. Вы имеете несколько минут для того, чтобы сесть рядом возле него, расспросить о его дне и выслушать. Потом уже пойдете ужинать и смотреть новости. 

ВАЖНО НЕ КОЛИЧЕСТВО ВРЕМЕНИ, А ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ 

Иногда несколько минут душевной беседы значат для малыша гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе. То, что мы все время забеганные и озабоченные, точно не сделает наших детей счастливее, даже если мы считаем, что делаем это ради них и их благополучия. 

Для родителей и детей выражение “время вместе” имеет разное значение. Для взрослых достаточно, чтобы дети просто находились рядом с ними, когда они делают что-то дома или идут в магазин. А вот для детей понятие “время вместе” – это смотреть глаза-в-глаза, когда родители садятся рядом, откладывают мобильные телефоны, исключают мысли о сотнях своих проблем и совсем не отвлекаются на посторонние дела. Ребенок никогда не доверится, если чувствует, что в приоритете у родителей в момент общения есть что-то важнее, чем он. 

Конечно, не всегда у родителей есть время на совместную игру с детьми, но в такие минуты делайте только то, что хочет ребенок. Не надо предлагать ему ваши варианты свободного времени. Время скоротечно, и вы не успеете опомниться, как ваши сыновья и дочери повзрослеют, поэтому не теряйте времени и начинайте строить доверительные отношения с ними уже сейчас. Пусть правило “трех минут” вам в этом пригодится. 

Наталия Сиротич

  

 
Народные представления о развитии ребенка у русских

В народе, а точнее в русском деревенском быту, придерживались концепции скачкообразного развития ребенка. Считалось, что дитя растет не постепенно, а имеются периоды его бурного роста, сменяющиеся периодами стабилизации или замирания. Это представление выражалось,например, в том, что традиционно считалось, что исполнение 1 года 3, 5, 7-6 лет – это кризисные переходы через границу между жизнью и смертью. В эти возрастные периоды проводили обряды «посвящения» или инициации. У русских в последние годы ХІХ хорошо прослеживались остатки инициационных обрядов в возрасте 1, 3 и 7 лет.
В годовалом возрасте малыша несли к повитухе и она осуществляла постриг, если длина его волос была более трех сантиметров. Это делалось, чтобы волосы и сам ребенок лучше росли. Крестная мать дарила ему рубашку и поясок. Ребенка одевали в ненадеванную новую рубаху, ставили около печного столба и подпоясывали красным пояском, желая ему быть таким же крепким и благодатным, как печной столб.

В 3 года девочек и мальчиков начинали различать по полу и одевали в разную одежду, имевшую символику половой дифференциации. В 6-7 лет детей окончательно дифференцировали, как представителей мужского и женского пола: девочку приобщали к женскому ремеслу как работницу, а мальчика первый раз сажали на коня.

Принцип связи умственного развития и физического проявлялся очень просто – считалось, что чем лучше развита рука, чем мельче и бисернее работу она способна выполнять, тем лучше соображает голова. Дурак никогда тонкой работы не сделает.

В народе считалось, что познать мир можно только через чувства: не будет никакого проку от ума и мастерства человека если его сердце недоброе, а душа черствая. Поэтому старались разбудить у дитяти душу, чтобы могла она переживать и радость и горе, и тоску и веселье. У ребенка тренировали эмоции лаской и строгостью, мудростью и обрядами, страхами и преодолением страхов.

Первые 2-3 года ребенок усваивал основные стереотипы поведения, это:

– половое поведение;
– благочестивое и хамское поведение;
– поведение, соответствующее различным эмоциональным состояниям.

И еще один принцип – это познание мира через ощупывание, облизывание, высматривание и выслушивание. Иными словами, дитя должно было познать, что если дотронуться до острого – будет больно; подойдешь к краю стола – упадешь и испугаешься или ушибешься и т. п. Малыша учили где опасно, а где нет, не ограничивая его свободу, а лишь наблюдая и оберегая, чтобы ребенок не получил увечья, позволяли ему знакомиться с опасностями, чтобы взрослея и набираясь опыта он мог самостоятельно заботиться о своей жизни и здоровье.



https://vospitaniedety.blogspot.com/2023/09/blog-post..

 
Грудное вскармливание - это не выбор

Каждая мама должна понимать, что адекватной замены грудному вскармливанию нет и не может быть. Ребенок зовется «грудным», потому что для полноценного развития на ранних этапах своей жизни он должен питаться грудным молоком своей мамы. Материнское молоко не только неповторимо по составу, но и имеет индивидуальный запах. Многие младенцы отличают по запаху «свое» молоко от «чужого». При грудном вскармливании ребенок получает молоко не только в качестве пищи. Все потребности малыша – физиологические, социальные, психические – удовлетворяются благодаря грудному вскармливанию. Ребенок, прикладываясь к материнской груди, ощущает рядом биение родного сердца, чувствует безопасность и защиту, слышит голос мамы, который закладывает основы для дальнейшего развития речи и др. 

Кормление ребенка грудью является естественным процессом. Природой задумано так, что молоко матери полностью подстраивается под индивидуальные и возрастные потребности именно ее ребенка, постоянно меняя состав весь период грудного вскармливания. Ребенок не знает о «чудодейственной» смеси, существует определенная врожденная программа, а также рефлекс сосания материнской груди. Можно заметить, как после рождения, ребенок, сразу же начинает искать грудь матери и очень важно, в первый час жизни (так называемый «золотой час») правильно приложить ребенка к груди, чтобы он мог запечатлеть информацию именно о маме, а не о соске или бутылочке со смесью.

Грудное молоко обеспечивает организм малыша всеми необходимыми микро- и макроэлементами. Материнское молоко – это строительный материал, который необходим ребенку в первые 6 месяцев (26 недель) жизни. 

Грудное вскармливание – это неотъемлемое право ребенка с рождения, но никак не выбор матери в пользу своего удобства!

Полностью читайте публикацию по ссылке
https://filtr-rojana.blogspot.com/2023/09/blog-post_2..

  

 
Формула семьи. Родители – дети

Расхожее утверждение: мама — источник жизни, отец — закон. Да, правда в этом есть. Но не вся, лишь техническая ее часть. Что есть фундамент любой семьи, общества? 

Ведь жизнь как волшебный дар человеку и закон как порядок коммуникации с государством и обществом базируются на чем–то главном. Не видно фундамента, единой базы взаимоотношений родителей и дитяти Жизнь – да, волшебный дар человеку. 

Что не может дать маленькому человеку один из родителей? Известны, если не сказать, избиты, вопросы и проблемы воспитания детей в неполной семье. Когда дитя воспитывается одним из родителей, в подавляющем большинстве случаем мамой. 

Сказано-то как, «неполной», но этот термин сегодня чуть ли не основной для характеристики такой семьи. Делюсь собственными наблюдениями, не давая личностных оценок конкретным знакомым по жизни родителям и детям. 

Благо (не всегда можно употребить этот термин в смысле “добро”), примеров вокруг достаточно. 

РОЛЬ МАТЕРИ 

Ребёнок ощущает влияние матери ещё до рождения в буквальном смысле этого слова. 

До рождения и будущая мама чувствует своего малыша. Радуется его присутствию, сигналам из животика. Посылает ему импульсы своего настроения, образа жизни, которые, без сомнения, принимаются малышом. Ребёнок – часть своей мамы. Как в физическом, так и в эмоциональном плане. 

Его любят ещё на стадии вынашивания, не беру в расчёт паталогические случаи нежелательной беременности. И он чувствует эту любовь, тому подтверждением снимки улыбки ещё не рождённого ребёнка в ответ на хорошие эмоции мамы. 

Эта любовь к малышу расцветает ещё больше после его появления на свет. Мама источник жизни. И источник любви. Ничем не обусловленной, любит при любых обстоятельствах. Любит и всё тут. 

Переживает, прощает любые проступки и любит. Отругает и любит по-прежнему, если не больше. Как говорится, любит, как часть себя самой. Коей частичкой дитя физически и было когда-то. 

РОЛЬ ОТЦА 
Как мужчина, остановлюсь подробнее на отцовской роли. 

Компенсацией этой материнской безусловности, любви при любых обстоятельствах является отец. Любить-то он любит, но не совсем как мать. Отец демонстрирует некую последовательность в своих проявлениях чувств. 

Должен демонстрировать, если он проводит мужскую отцовскую линию. Есть правила поведения, при соблюдении которых сын вырастет более совершенным и развитым мужчиной. Касаются они физического, интеллектуального, духовного развития. Социального поведения детей в семье, школе и на улице. 

«Ты молодец, потому что получаешь отличные отметки в школе (занимаешься спортом, помог мне отремонтировать велосипед, …)», – позиция отца-воспитателя. 

Отец для сына – модель его будущего мужского поведения, разрешения жизненных коллизий. Эффективная линия разрешения проблем, приёмы, даже образ жизни – база знаний и умений, передаваемая от отца сыну. Ошибки отца также часто повторяются его сыном во взрослой жизни. 

Отсутствие отца в жизни мальчика, отсутствие старшего мужчины (дяди, деда, отчима, сильно старшего брата, наконец), материнское воспитание в неполной семье отражаются на формировании его мужских качеств. 

Такие мальчики, как правило, вырастают более мягкими, женоподобными и неспособными к проявлению чёткости, уверенности мужской осмысленности в жизненных перипетиях. Свято место пусто не бывает, отцовским отсутствием пользуются прохиндеи и ловкачи из внешнего окружения мальчишки. 

Это и лидеры преступных группировок, и манипуляторы, и представители т.н. асоциальных меньшинств. Да просто улица формирует лишённого отцовского присмотра юношу, в кого формирует – вопрос, не требующий пояснений. К слову, часто подобное происходит и в “полноценных” семьях, в которых главенствует в жёсткой, диктаторской форме жена, мать. 

По определению, не может мама показать сыну, как ведёт себя мужчина. В лучшем случае сын видит линию поведения строгой женщины, не более. Простите, мамы-одиночки, но такова сермяжная правда жизни. Это упрёк в адрес отцов, ушедших из жизни своих сыновей. 

Отец для девочки. 

Отцовская любовь к дочери подобна на материнскую, также безусловна. По крайней мере, должна быть безусловной для блага растущей девочки, её формирования. «Ты хороша (красива, умна,…), моя доченька!» Без всяких условий, просто такая идеальная и всё – разумная позиция папы. 

Девочка, растущая в безусловной любви родителей вырастает более совершенной женщиной, чем та, у которой не было такого родительского отношения. 

Отец для девочки, отношение к нему в семье, его поведение – своего рода прототип мужчины, которого она сможет выбрать своим спутником жизни. Либо напротив, будет стараться избегать по принципу “только не такого”. 

Отсутствие отца в жизни девочки или его подчинённое положение в семейной иерархии не позволяет ей правильно понять роль мужа, мужчины в семье. 

Став взрослой женщиной она зачастую воспроизводит модель поведения своей мамы. Позитивный вариант – приветливая, аккуратная, трудолюбивая, как мама. И обратный, вплоть до маминого «все мужчины сволочи, остерегайся их». Даже не хотя, не понимая того, воспроизводит. И тут камешек, каменище в адрес отцов, ушедших из жизни дочерей. 

ЛЮБОВЬ 
Мать для ребёнка – источник жизни и безусловной любви. Отец – закон и источник любви рациональной к сыну и безусловной к дочери. Но по-разному проявляется отцовская любовь к сыновьям и дочкам. И как же важно постоянное присутствие в жизни ребёнка обоих родителей. Не сможет полноценно заменить отца мать, и тем более, не сможет заменить маму отец. Разные роли у них, любят они по-разному. 

Любовь – ключевое понятие. О любви родителей к детям, о любви детей к родителям говорят и пишут много. Не всегда и не у всех, к сожалению, она бывает взаимной. Знаю примеры безответной любви отца или матери к своему ребенку и даже безответной любви ребенка к родителям. Гармония семейных отношений — не только великое счастье, это еще и платформа для здорового общества, можно сказать, главная его идея. 

  

https://ss69100.livejournal.com/5711607.html 

 
чем дольше ГВ, тем лучше развит мозг
С тг-канала "Новый уровень":
В честь Дня защиты детей просто не можем поделиться взрывной статьей Núñez C et al 2023. Ученые проанализировали МРТ головного мозга 7,8 тысяч детей в возрасте 9-10 лет, и пришли к однозначному выводу - чем дольше ГВ, тем лучше развит мозг.
Чем дольше ребенок кормился грудью, тем больше был объем серого вещества головного мозга. Определенные зоны (в орбитальной части мозга и латеральная орбитофронтальная кора) позволяли буквально по МРТ определить, был ли ребенок на ГВ, и если да, то насколько долго. При этом ученые внесли поправки на многие потенциально искажающие факторы, такие как масса тела при рождении, недоношенность, возраст и образование родителей, проблемы во время беременности или родов - взаимосвязь между сроком ГВ и объемом мозгового вещества всё равно сохранялась.
 
Продолжение...
 
Физиология совместного сна или почему спать отдельно от малыша опасно!
Спит ли ребенок всю ночь?
Автор : Кэтрин Детвайлер. Переводчик : Марианна Башкирова. Редактор перевода : Наталия Вилсон. 
Я - профессор антропологии и питания Техасского A&M университета. Сфера моих исследований -- верования и практика кормления младенцев и детей в разных культурах и с точки зрения эволюции. Я также исследую здоровье и развитие детей.
 
 
Продолжение...
 
Мать и ребенок обмениваются своими бактериями
И здесь не обойтись без волшебства иммунной системы матери.
Когда малыш передает свои бактерии матери, ее иммунная система активно вырабатывает антитела класса IgA. И вот здесь происходит настоящее чудо: не только мать, но и ребенок получают эти антитела вместе с грудным молоком!
Это особенно важно в первые месяцы жизни, когда иммунная система малыша еще очень слаба.
Смотреть видео: 
ссылка 
 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>

Всего 1 - 10 из 189



Главная
Расписание и сетка занятий
Контакты и реквизиты для перечисления
Полезные ссылки
Благодарности
СМИ о нас
Планы и отчеты
Наши видео, аудио и фото
Наша команда
Статьи
Цитаты и творчество
 
       
Центр материнства Я-МАМА (Вологда) © 2024

Изготовление сайта: Смолин Иван.