Центр материнства Я-МАМА (Вологда) - Статьи
 

Статьи
Сегодня пост про уход за ребенком, что он в себя включает?
Когда я спрашиваю у мам, как они ухаживают за ребенком, то чаще всего мне начинают рассказывать про обработку пупка и/или опрелостей, умывание, смену подгузников.

На самом деле, уход за ребенком понятие очень обширное и включает в себя, помимо перечисленного выше, такие категории как:

❇Организация грудного вскармливания в соответствии со всеми правилами;

❇Правильная организация сна ребенка (совместный сон примерно до 3 лет);

❇Физиологичные позы для ношения ребенка, хваты ребенка;

❇Пеленание;

❇Адаптационное купание и гигиенические процедуры;

❇Высаживание;

❇Пестовальная гимнастика;

❇Организация прогулок и обучение следованию ребенка за мамой;

❇Организация быта с ребенком;

❇Педагогический прикорм;

❇Правильная организация отлучек мамы (не раньше 6 месяцев ребенка);

❇Отсутствие в жизни ребенка таких гаджетов, как электронные качели, шезлонги, ходунки и пр., и различных стрессовых манипуляций («хождение» по рукам, когда ребенок к этому не готов, профессиональный массаж без показаний, грудничковое плавание, купание в круге на шее, динамическая гимнастика и др.);

❇Освоение горшка;

❇Правильная социализация ребенка, выход в детский сад (не ранее 3-4 лет ребенка).

Как вы видите пунктов очень много, но если их не выполнять, то возможны всякого рода проблемы и возрастные кризисы. Например, истерики ребенка по поводу и без, агрессия, плохой/тревожный сон, отказ от груди, частые болезни, неотпускание груди во время сна или неотпускание мамы в отлучки, воспитательные моменты, нарушение пищевого поведения и др.

Очень важный момент, что за весь уход ответственна мама. И если в уходе за ребенком активное участие принимают другие лица, то это также может служить поводом для повышения тревожности у ребенка, уменьшения доверия к маме и, как следствие, может привести к отказу от груди.

На каждом возрастном этапе ребенка есть свои особенности в организации ухода, поэтому мамам нужно быть постоянно «на чеку» чтобы не упустить эти изменения. А для этого нужно постоянно изучать информацию, обращаться к консультантам за помощью, посещать встречи для мам, которые проходят в нашем центре.

Пост подготовила консультант по ГВ у ходу за ребенком первого года жизни Мария Питергова

Проект "Я - мама" реализуется Вологодской региональной общественной организацией Центр возрождения искусства материнства "Я-МАМА" с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

  

 
Педагогический прикорм, какие основы введения?
Для начала хочется выделить самую основную мысль, прикорм это ЗНАКОМСТВО ребенка с рационом семьи!

Мама не заменяет кормления грудью, обычной едой! малыш прикладывается так же в ритмах!

Для проявления пищевого интереса мамам рекомендуется с трех месячного возраста брать малыша с собой за стол, малыш должен видеть, как в кругу семьи проходит трапеза, как родители с интерном кушают.

Постепенно малыш будет расти и будет с аппетитом смотреть маме в рот, у него могут течь слюни, он начнет облизываться.

Важно не перепутать пищевой интерес, к интересу бытовых предметов присутствующих на столе.

Одной рука ой мама кушает, а другой придерживает своего малыша. Когда малыш начинает «сползать» с рук, мама его отпускает рядом с собой на пол, и продолжает доедать не отвлекаясь.
Это важно для понимания ценности еды в жизни человека.

Обычно пищевой интерес пробуждается в 6-7 месяцев.
Если вы его не заметили в этот возрастной период, не стоит торопиться, важно продолжать брать малыша с собой за стол и кушать с интересом!

Постепенно интерес проявиться и вы начнете знакомить малыша с пищей, которую кушаете сами! Малыш будет пробовать с вашей руки микро дозы еды, которые вы будете ему предлагать!

Пост для вас подготовила Екатерина Понапраснова

Напоминаем, что в нашем центре работает бесплатная горячая линия для беременных и кормящих матерей:
8-800-444-33-52

Общественная приемная по вопросам материнства и детства, оказание психологической и юридической помощи. Запись по телефонам:
8-921-238–52-52
8(8172)58-52-52

Проект "Я - мама" реализуется Вологодской региональной общественной организацией Центр возрождения искусства материнства "Я-МАМА" с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

  

 
Качественные игрушки
Игрушки занимают большую часть жизни у наших детей. Как же понять, какие игрушки более предпочтительнее и полезнее для ребенка?


Примерно в 2-3 года у ребенка формируются определенные зоны мозга, которые ответственны за сюжетно-ролевую игру. Что это значит? Ребенок начинает играть, придумывая роли и различные сценарии для своих персонажей.

К сожалению, в настоящее время все чаще распространены так называемые «суррогаты игрушек». Это такие предметы, персонажи из мультфильмов, роли у которых уже определены. Например, кукла Леди Баг. Ребенок, получая такую игрушку в подарок лишает свой мозг какой-либо активности, ведь за него уже все придумано. У куклы есть имя, определенный наряд, характер, все уже продумано.

Истинная же игрушка это та, судьбу которой решает сам ребенок. Полет фантазии может быть совершенно уникален и неординарен. Каждый раз играя с одной игрушкой малыш может придумывать разный сценарий, менять настроения в игре, да и вообще делать чего только душа пожелает ☺

Такая активность в головном мозге развивает неординарность. Зачастую такими личностями становятся те, кто придумывает что-то новое, уникальное, особенное.Каким же игрушкам предпочесть выбор:
-обычная мягкая игрушка (без готового сюжета)
-Лего
-пластилин
-планшет для рисования
-книги по творчеству и развивашкам


Поделитесь своими идеями в комментариях ☺

Хочется так же сказать о том, что если ваш ребенок выполняет какое-то задание по своему (не шаблонным методом), то это очень даже хорошо. Он мыслит шире и от этого лучше развивается. Цените это 👍👍👍

Пост подготовила @drornas

Напоминаю, что в нашем центре работает бесплатная горячая линия для беременных и кормящих матерей:
8-800-444-33-52
Общественная приемная по вопросам материнства и детства, оказание психологической и юридической помощи. Запись по телефонам:
8-921-238–52-52
8(8172)58-52-52

Проект "Я - мама" реализуется Вологодской региональной общественной организацией Центр возрождения искусства материнства "Я-МАМА" с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

  

 
Мягкое завершение ГВ
На просторах интернета можно встретить «рекомендации» или вопросы мам по мягкому завершению ГВ в возрасте ребенка до 1,5-2 года.

➖ В этом возрасте невозможно мягко завершить, а тем более без последствий для ребенка и для мамы, грудное вскармливание

‼Поясняю ⬇Для начала слово «завершение» нужно заменить на «отлучение». Ведь только в первом варианте подразумевается готовность ребенка. Но в возрасте до 2 лет, ребенок не готов остаться без грудного вскармливания, ни согласно его физиологии, ни психологии.Также нет какого-то мягкого способа отлучить от груди в этом возрасте, какую-либо методику бы мы не использовали!

Отлучение до достижения ребенком как минимум 2,5-3 летнего возраста = стресс для ребенка.
Да, даже в 2 года чаще всего дети не готовы к отлучению от груди.Если к консультанту по ГВ обращаются с запросом раннего отлучения от груди, то чаще всего мамы получают отказ или предложение провести возрастную консультацию, на которой выявляются ошибки в организации ГВ и ухода за ребенком. На таких консультациях мамам рассказывается о возрастных особенностях ребенка, о ритмах прикладывания к груди в конкретном возрасте, о том какой должен быть уход, плюс обсуждаются причины по которым мама хочет отлучить от груди раньше времени. И обычно, наладив все вышеперечисленные аспекты, женщина продолжает спокойно прикладывать к груди в возрастных нормах, и желание свернуть ГВ обычно отпадает само собой.Ведь чаще всего мамы хотят свернуть ГВ раньше времени, потому что неправильно его организовали:

❌ потому что прикладывают ребенка чаще, чем положено по возрасту;
❌ или прикладывают днем меньше положенного или не прикладывают вовсе, в следствие чего, ребенок ночью сосет грудь каждый час, что, конечно же, выматывает;
❌ не научили ребенка поведению у груди и границам (в этом случае появляются такие моменты, что ребенок может подойти и спокойно задрать футболку у мамы);
❌ у мамы отсутствуют отлучки от ребенка (когда ребенку больше 6 месяцев).

Конечно же, есть и другие причины, более глубокие, например, психологические.В случае, когда мама с самого рождения ребенка, научила его правильному поведению у груди, когда она знает особенности и нормы прикладывания к груди на каждом возрастном этапе, знает когда можно отказать, а когда нет, то обычно у таких мам не возникает желания отлучать от груди раньше времени

🤍Если у вас сейчас не так, то не поздно все откорректировать, и наслаждаться грудным вскармливанием и материнством в целом 🌸

Проект "Я - мама" реализуется Вологодской региональной общественной организацией Центр возрождения искусства материнства "Я-МАМА" с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Пост подготовила - консультант по грудному вскармливанию Мария Питергова

  

 
Когда малыш готов к горшку?
На просторах интернета гуляет множество не правдивой информации, О том что дети не могут контролировать свои сфинктеры до 1,5 а то и 2х лет, и до этого времени женщинам предлагается использовать одноразовые подгузники « для комфорта и удобства малыша»

Хочется развеять эти сказки и рассказать вам о высаживаниях.
Каждый малыш после рождения ожидает ПОМОЩИ от матери в отправлении дефекации и мочеиспускании.в чем заключается эта помощь?

✅мама минимум использует подгузники (на прогулки в холодное время года, не более 2-3 часов в день)
✅мама высаживает малыша в физиологических позах по возрасту ребенка
✅мама минимум использует дома одежду, которая прикрывает малышу половые органы, важно ходить без штанишек
✅мама разрешает изучать свои половые органы
✅мама разрешает малышу изучать свои пописы и дефекацию, тем самым не мешает тренировать свои сфинктеры

О высаживании я узнала когда моей дочке было 6 месяцев, помню, как прочитала об этой методике и сразу сняла с нее подгузник, все стало успешно получаться уже на втрой день, я стала чувствовать своего малыша, понимала когда она хочет в туалет, она в свою очередь была безумно счастлива, ведь между ног ей больше ничего не мешало передвигаться.

Со временем она сама стала доставать таз из под кровати и показывать на него, я понимала что она просит подержать ее и все было успешно, конечно изучение своих луж тоже было))

На этой фотографии ей 1.2 она освоила горшок по возрасту, ведь ее мочеполовая система была готова и она понимала что ей в данный момент хочется!Нет нужного возраста для освоения горшка, есть малыш который ждет от вас помощи именно сейчас, чем быстрей малыш освоит свои процессы, тем быстрей он сможет себя контролировать и справлять свои дела в нужном месте!

Пост для вас подготовила Екатерина Понапраснова

Проект "Я - мама" реализуется Вологодской региональной общественной организацией Центр возрождения искусства материнства "Я-МАМА" с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

  

 
Как подготовить ребенка к пополнению в семействе?

Ещё до появления малыша на свет нужно уже готовить первого ребенка к пополнению в семействе. В первую очередь нужно мягко рассказать ребенку о том что у него появиться новый член семьи. Конечно, нужно рассказывать только самое важное, без лишних подробностей.
Обязательно необходимо ответить на все вопросы старшего ребенка т.к. в любом случае любые изменения в жизни приводят в первую очередь к страху неизвестности. 
Каждый родитель лучше знает своего ребенка, и только он знает какие методы применять для того чтобы рассказать об этом волнующем событии. Это очень сильно зависит от возраста, от его характера, а так же от других индивидуальных особенностей.
 
Общими рекомендациями бы служили следующие моменты:
🌷поймайте такое время когда вы будете в хорошем расположении духа и ваш ребенок тоже
🌷обстановка должна быть спокойная и домашняя. Не стоит рассказывать об этом «на бегу»
🌷не пытайтесь говорить ребенку об этом если он сосредоточен на другом деле или занят чем-то
🌷ребенок может начать задавать неожиданные для вас вопросы, поэтому нужно постараться адекватно и спокойно реагировать на все сказанное
🌷лучше всего если вы будете полным составом семьи при этом

Можете сделать для своего старшего ребенка что-то приятное и сказать что это от малыша в животе. Это настроит старшего ребенка на правильный лад и дружелюбность, хотя они пока и не знакомы. Помните, сейчас вы с малышом одно целое, поэтому вы вполне можете так сказать.
Я в своем случае дарила красивую блестящую юбочку своей старшей дочке от младшей, и сказала что «Твоя сестричка хочет чтобы ты была самая красивая и поэтому попросила меня купить для тебя что-то очаровательное» и поэтому дарит тебе ее.
В заключение хочу сказать что самое главное стараться уделять ребенку внимание. Пусть его будет не так много, но оно будет проведено качественно. Ходите в кино и театры, читайте, рисуйте, да просто гуляйте. Спросите чадо, чем он хочет с вами заняться? Может он давно о чем-то мечтал.
Ребенку насытившись вашим вниманием будет легче принять факт появления нового малыша, ведь когда он родится, младшему надо будет уделять практически все свободное время.
Любите старшего ребенка не смотря ни на что и относитесь с пониманием в любой ситуации. Говорите ему о своей любви. Это очень важно. И обязательно верьте, что у вас все получится!
🙏☺

Проект "Я - мама" реализуется Вологодской региональной общественной организацией Центр возрождения искусства материнства "Я-МАМА" с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

  

 
Дай ему смесь - пусть поспит!

Практически каждая мама слышит такой «совет» от окружения и достаточно часто, к сожалению, прибегает к нему. 
И самое интересное, что так и случается: ребенок может кричать, плакать, не брать грудь, потом ему дают смесь из бутылочки, он ее выпивает ипогружается в длительный сон. 
Потом мама может повторять эти действия, и в дальнейшем, понимает, что постепенно у нее уже началось смешанное вскармливание, а молока в груди становится все меньше и меньше. 

Почему же получается, что на смеси дети дольше спят и быстро засыпают? 

Искусственная смесь - генетически не свойственный продукт для человека. 
По этой причине она усваивается гораздо медленнее (примерно 3 часа, а грудное молоко примерно 40 минут - 1 час) и требует бОльшего ресурса малыша. 

Поэтому, выпив смесь, ребенок оптимизирует системы организма: впадает в сон, «отключает» мозг, тем самым, экономя энергетический ресурс, и направляя его на переваривание смеси. 

Плюс, ребенка кормят смесью из бутылки. Какая бы она не была супер современной, из нее все равно поток сильнее, чем из груди. Ребенку практически не нужно прилагать усилий, чтобы выпить смесь, она льется сама ему в рот, тем самым ребенок выпивает по объемам больше, чем хочет на самом деле. 

Качество жиров и белков у смеси и грудного молока совершенно разные. 

Грудное молоко это легкоусвояемая и живая субстанция, оно переваривается быстро, потому что содержит ферменты, которые помогают быстрее усвоить белки и жиры, не задействуя ресурсы организма ребенка, а направляя их на развитие мозга и других систем. 

Грудное молоко содержит элементы, которые переваривают сами себя. По этой причине ребенок на ГВ - активный, чаще просыпается и нуждается в частых прикладываниях к груди. И это не плохо, а наоборот, позволяет ребенку развиваться и расти. Потому что ребенок живет в правильном биологическом ритме, как задумано природой и эволюцией.

Пост для вас подготовила Мария Питергова

Проект "Я - мама" реализуется Вологодской региональной общественной организацией Центр возрождения искусства материнства "Я-МАМА" с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

  

 

 
Все мы заботимся о нашем потомстве

Все мы заботимся о нашем потомстве и хотим чтобы наше наследие выросло здоровым, умным и красивым. На что ещё мы можем повлиять, кроме пресловутого ЗОЖ, правильного питания и ГВ?
Ответ будет на поверхности. Это обувь. Ведь ноги это то, чем мы пользуемся постоянно, а значит сигналы, которые отдают наши стопы всему телу имеет немаловажное значение. Стопы обеспечивают нам устойчивость. То, как они работают и как задействуются мышцы на них влияет на весь организм. Они влияют на:
-состояние наших коленей
-изгибы позвоночника
-наша осанка
-положение черепа так же подстраивается под наши ноги.

И так, что же нужно, чтобы развивать наши ноги правильно? А если есть уже деформации, то можно их исправить.
1.Снимайте обувь, где это возможно. Задействуйте все ваши мышцы, ходя по разным фактурным поверхностям. Начинать можно ходить просто дома по полу без тапок. Потом с песка и травы, дальше можно подключить гравий, щебень. Купите себе домой детские ортопедические коврики. Они полезны и для взрослых. После освоения их можно перейти на аппликатор Кузнецова.
2.Поменяйте вашу обувь на правильную. Босоногую обувь. Она ещё называется barefoot. У нее немного необычный вид, но она настольная удобная что даже людям с «косточкой» она будет удобна.
Такая обувь обладает уникальными характеристиками:
-обувь изготовлена по форме ноги, поэтому носок в такой обуви широкий для возможности свободного движения всех пальцев. Мизинцу тоже есть место!
-подошва очень тонкая и гибкая
-в обуви отсутствует любой супинатор и жесткая пятка
Размер нужно выбирать таким образом чтобы оставалось немного места в области пальцев для движения ноги в обуви во время ходьбы. Пальцы не должны касаться обуви. Должен быть запас хотя бы 0,5 см.
Откажитесь от всевозможного разнашивания обуви. Ваша нога не должна страдать. Никакого ребенка вы не заставите это делать, дак почему должны страдать мы?
Первое время могут быть небольшие боли в области стопы после перехода на босоногую обувь и это нормально. Ваши мышцы начинают заново работать. Когда нога была на «деревянной» подошве или был супинатор, то этот «костыль» ограничивал движения мышц.
3.В свободное время можно делать упражнения и использовать различные массажеры, балансиры для ног. Например, то, как наши дети любят ходить босыми ногами по краю садового заборчика. Попробуйте тоже, это очень полезно.

Настя Орлова

Если тема вызовет отклик, могу порекомендовать бренды.

Проект "Я - мама" реализуется Вологодской региональной общественной организацией Центр возрождения искусства материнства "Я-МАМА" с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

https://vk.com/video-7051854_456239182 

 
14 мифов о продолжительном ГВ

Очень часто начало грудного вскармливания омрачается неуверенностью мамы в себе — смогу ли я кормить, будет ли у меня достаточно молока? Но проходит месяц, второй, полгода, год.. Подходя к этому рубежу, мама испытывает двойственные чувства… Она радуется тому, что кормит свою крошку грудью, но не знает, как поступить дальше. Забрать у ребеночка то, что приносит ему массу удовольствия или же продолжить кормить грудью? Что это? Наш культурный стереотип? Стремление отдалить от себя ребенка? Или неумолимый ритм жизни? Как принять правильное решение, не нарушив при этом комфорт малыша, не подорвав его доверие к себе? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит обратиться к мифам, закрепившимся в нашем обществе и зачастую оказывающим влияние на решение матери.

  1. После года в молоке нет ничего полезного.

На втором году жизни молоко не теряет свою питательную ценность. "Грудное молоко продолжает хорошо обеспечивать потребление существенных количеств основных питательных веществ после первого года жизни, особенно белка, жира, и большинства витаминов." - Dewey 2001" 

(На втором году (12-23 месяца), 448 мл грудного молока обеспечивает (Kelly Bonyata, BS, IBCLC): 

29 % потребности в энергии 

43 % потребности в белке 

36 % потребности в кальции 

75 % потребности в витамине А 

76 % потребности в фолатах (прим. переводчика - производные фолиевой кислоты) 

94 % потребности в витамине B12 

60 % потребностей в витамине C — Dewey 2001 

Жирность грудного молока после года кормления возрастает в 2-3 раза (исследование проводилось в больнице Лис-Ихилов в Тель-Авиве, проф. Мендель и д-р Любоцки, опубликовано в "Педиатрикс").

Помимо питательных характеристик, грудное молоко также выполняет такие функции:

  1. иммунная поддержка и помощь в формировании собственного иммунитета. 

2.          защита от аллергии. 

3.          защита от кишечных инфекций. 

 

  1. Длительное вскармливание — это выработанная вредная привычка, вызывающая ненужную зависимость.

Грудное вскармливание - это намного больше, чем удовлетворение потребностей малыша в питании. Грудь матери выполняют такую важную функцию, как успокоение ребенка, ассоциируется с безопасностью и безграничной любовью, малыш учится любить и общаться именно с грудью. Потребность в сосании ярко выражена в первый год жизни, но она сохраняется и последующее время. Ребенок может обращаться к груди, если он болен, либо дискомфортно себя чувствует, а может просто захотеть пообщаться с мамой, прильнуть к груди, почувствовать себя в полной безопасности. Это не является привычкой, сосание груди - естественная потребность ребенка, которая имеет свои тенденции, и у каждого ребенка при правильно организованном грудном вскармливании угасает в определенный срок.

ПродолжительностьГрудногоВскармливания (мес) = 6 Х продолжительность беременности (мес)

Формула для вычисления продолжительности грудного вскармливания у высших приматов.

Научное исследование Кэтрин А. Деттвайлер, PhD показывает, естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми) - от 2,5 до 7 лет. ( Dettwyler 1995) 

  1. Длительное кормление грудью влияет на социальную адаптацию.

По данным Ла Лече Лига, одно исследование, занимавшееся детьми, которых кормили больше года, показало значительную связь между длительностью кормления и последующей социальной адаптацией в 6-8-летнем возрасте по оценкам учителей и матерей . (Ferguson et al, 1987). По словам исследователей, "выявлена тенденция снижения уровня проблем поведения с увеличением длительности грудного кормления ".

  1. "Поплачет, забудет, успокоится".

Многие детки психологически готовы к отлучению только к 2,5-3 годам. Очень важно не отлучать малыша через плач, не мазать ничем грудь, так как подобные манипуляции подрывают доверие к матери, демонстрируют ребенку ее ненадежность. Отлучение от груди - это сложный вопрос, тут важен психологический подход. Преждевременное отлучение может сказаться отрицательно как на психическом здоровье (ребенок может получить долговременный стресс в результате быстрого отлучения со всеми вытекающими последствиями), так и на физическом (неготовность к этому иммунной системы, болезнь как результат стресса) и трансформироваться в другие нарушения.

  1. Тормозит интеллектуальное развитие ребенка.

Наоборот, существуют исследования, показавшие, что уровень IQ у детей, длительно находящихся на грудном вскармливании, выше.

  1. Снижает интерес ребенка к взрослой пище.

Длительное грудное вскармливание никак не связано с проявлением интереса к взрослой пище. Гораздо важнее для мамы знать основы естественного введения прикорма, когда ребенок к этому будет готов, и правильно, постепенно содействовать формированию пищевого интереса. В этом случае ситуации, когда интерес к пище отсутствует, не встречаются. Более того, по материалам Ла Лече Лиги, большинство исследователей, работающих в странах третьего мира, где аппетит плохо питающихся детей приобретает критическое значение, рекомендует продолжать кормить грудью даже серьезно недоедающих (Briend et al, 1988; Rhode, 1988; Shattock and Stephens, 1975; Whitehead, 1985).

  1. Усугубляет процесс отлучения от груди в будущем.

Если кормление грудью максимально приближено к естественному, мама всегда четко реагировала на потребности малыша, правильно строила границы поведения под грудью, не стремилась отлучить ребенка раньше того, когда он продемонстрирует к этому готовность - процесс отлучения проходит мягко и безболезненно и для матери, и для ребенка.

  1. Портит форму груди.

Форма груди, прежде всего, фактор наследственный. Кормление грудью не может отрицательно сказываться на ее форме, ведь даже не кормившие мамы часто оказываются недовольны своей грудью. А вот ранее практикуемые правила кормления напрямую влияют на предмет нашей женской гордости - регулярное сцеживание, питание "за двоих" и резкое похудение, отсутствие помощи в обучении правильному прикладыванию и правильному положению у груди, перевязывание груди и другие факторы. Объем груди придает исключительно жировая ткань, поэтому значительные колебания веса часто отражаются на ее привлекательности. Большое значение имеет естественное прекращение лактации, что способствует естественному течению процесса инволюции молочной железы и постепенному возвращению жировой ткани, что придает груди привычный объем.

  1. Когда прекратить кормить — решает только мама. 

К окончанию кормления должны быть готовы и мама, и ребенок - психологически и физиологически. Резкое прекращение лактации может не только сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка, но и на здоровье матери. Встречаются ситуации, когда женщинам при таком завершении лактации приходилось длительно бороться с застоями в груди, у них в этот период отмечались депрессии, требующие даже медикаментозного лечения.

  1. Сексуальный стереотип.

Бытует мнение, что давать грудь взрослому ребенку непозволительно, что это способствует нарушению его сексуального развития. На самом деле, грудь для ребенка - первый любимый объект в жизни. С грудью ребенок учится любить и доверять, обращаться с тем, что любишь. От того, какие отношения с грудью построит ребенок сегодня, будет зависеть его отношение к любимым людям в будущем.

  1. Длительное кормление грудью — это неприятная обязанность для матери.

Большинство матерей продолжительное грудное вскармливание аргументируют тем, что им и ребенку это просто приятно. Это действительно незабываемые моменты, которые с этим малышом уже не повторятся.

  1. Повышает риск онкологических заболеваний.

Напротив, существуют исследования, показавшие, что риск заболевания раком у женщин, длительно кормивших грудью, гораздо ниже и снижается по мере длительности кормления. Относительный риск развития рака груди уменьшается на 4,3% с каждыми 12 месяцами вскармливания, уменьшая долю еще на 7% с каждыми родами (Lancet, 2002). Матери, которые кормят грудью более 24 месяцев, уменьшают риск возникновения рака груди на 54% по сравнению с матерями, кормившими не более 6 месяцев. (Zeng T et al. Long-term Breastfeeding Lowers Mother's Breast Cancer Risk. Am J Epidemiol 2001). 

  1. Способствует развитию кариеса у ребенка.

По данным Ла Лече Лиги, исследования многих специалистов показали, что длительное грудное вскармливание не связано с появлением кариеса у детей. Грудное молоко не находится в ротовой полости у ребенка долго (в отличие от сосания соков из бутылки), а сразу попадает в горло (сосок находится на уровне мягкого неба). Кроме того, грудное молоко защищает от пересыхания ротовую полость (что является одной из причин появления кариеса). К тому же, большое влияние оказывает период беременности (примечания Доктора Палмера - стрессы, неполноценное питание, прием антибиотиков в период беременности), неполноценное питание ребенка и др. Также Доктор Палмер отмечает, что некоторые компоненты грудного молока даже могут профилактировать кариес - иммуноглобулины класса A и G могут сдерживать рост S. Mutans (одна из разновидностей стрептококковых бактерий, вызывающих кариес), а также S. Mutans чувствительна к воздействию такого компонента грудного молока, как лактоферин.

  1. Способствует увеличению веса матери.

В первые 6 месяцев кормления вес женщины действительно может увеличиться независимо от режима питания, но в дальнейшем накопленные жиры начинают расходоваться, и эффективность растет по мере продолжительности кормления. Не стоит в период грудного вскармливания есть "за двоих", так как это не влияет напрямую на достаточность лактации. Многие женщины в период кормления эффективно худеют. Лишний вес, сохраняющийся весь период лактации, чаще всего говорит о гормональных проблемах со стороны женщины. 

Автор:

Екатерина Денисова, консультант по грудному вскармливанию

 
Малыш говорит НЕТ! или ОТКАЗ ОТ ГРУДИ!

Елена Чукаловская, психолог, консультант по грудному вскармливанию 

Попробуем представить себе, что будет, если детеныш млекопитающего, к примеру, медведицы, слонихи, гориллы, вдруг возьмет да и раздумает сосать маму? Ответ прост: в естественных условиях такой малыш не выживет. Поэтому маму он не сосет только в двух случаях: либо сам слаб и нежизнеспособен, либо с мамой случилась беда, и мамы больше нет. Во всех остальных случаях детеныш маму сосет. Так уж устроена Природа, что отказ от груди - явление неестественное. Отказ практически не встречается в природе, не встречается он и в человеческих сообществах, сохранивших архаичную культуру воспитания детей. В современном цивилизованном обществе отказ ребенка от груди - явление весьма привычное. Попробуем понять, почему это происходит.
Главная задача любой популяции, том числе человеческой - выжить, сохранить потомство. В ходе естественного отбора на протяжении десятков тысячелетий закреплялись признаки, позволяющие матери обеспечивать наилучшие условия для сохранения потомства, формировались оптимальные модели материнского поведения. Материнский опыт, знания, приемы материнского искусства были достоянием всего сообщества - рода, племени и непрерывно передавались из поколения в поколение. В таком сообществе молодая мать никогда не бывает брошена на произвол судьбы. Она готова к материнству, потому что, во-первых, ее саму вскормили и воспитали правильно, как вскармливали и взращивали все предшествующие поколения, наилучшим для сохранения здоровья потомства образом. Во-вторых, она умеет обращаться с маленькими детьми, потому что видела, как ведут себя другие матери, и сама нянчила малышей. В-третьих, ее всегда опекают и поддерживают более опытные матери. Они учат ее кормлению и уходу за ее собственным ребенком, поправляют, если мама что-то делает не так. К рождению четвертого ребенка женщина становится достаточно опытной матерью, чтобы обходиться без опеки, передавать свой опыт другим матерям.
К сожалению, случилось так, что цепочка передачи материнского опыта прервалась. Большинство современных мам воспитано "по Споку". Кроме того, они практически не общались с малышами до рождения собственных деток и никогда не наблюдали за тем, как опытные женщины кормят грудью, ухаживают за своими детьми. Большинство современных бабушек носителями положительного материнского опыта не является, ведь это именно они своих детей "по Сопку" растили. Вдобавок и мамы, и бабушки запутались в противоречивых сведениях о том, как же все-таки правильно кормить, растить и воспитывать. Вместо помощи и поддержки, знаний и опыта, проверенного поколениями, современное общество предлагает маме разнообразные "заменители", средства для отделения ребенка от мамы в виде смесей, бутылочек с сосками, пустышек, радионянь, а также множество новомодных методик воспитания и развития, противоречащих самой природе человека.
В этих условиях отказ - неестественное по сути своей явление уже давно стал делом привычным. В практике консультирования по грудному вскармливанию проблема отказа стоит на третьем месте по количеству обращений после подозрения на недостаток молока и лактостаза.
В сегодняшней ситуации отказ ребенка от груди - вполне естественный и единственно доступный ребенку способ сказать маме "нет", заявить о своем несогласии с ее действиями.
Как выглядят нормальные отношения мамы и грудного ребенка
Многочисленные наблюдения за поведением грудных детей в естественных условиях, а также за поведением тех мам, которым посчастливилось получить тот самый, проверенный поколениями материнский опыт, позволяют понять, как же ведет себя в норме грудной ребенок, как выглядят его взаимоотношения с мамой.
Если мама предлагает грудь, малыш всегда начинает сосать. Даже если в этот момент ему не очень то и хочется, грудь он возьмет. Просто в этом случае сделает несколько сосательных движений и спокойно грудь отпустит. Почему так происходит?
Так устроено природой, что новорожденный человеческий детеныш - существо беспомощное, полностью зависимое от мамы. Поэтому отношения в паре мать-дитя несимметричны: мама главная, она выполняет ведущую роль. Мама главная, предлагает грудь - значит так надо, и малыш начинает сосать.
Обычно мама своим лидерством не злоупотребляет и предлагает ребенку грудь, когда он действительно испытывает потребность в сосании, либо в экстренной ситуации, где ей самой нужна помощь. Например, по какой-то причине пришло слишком много молока и мама испытывает дискомфорт.
Стоит отметить, что описанное выше поведение является нормой на протяжении всего периода грудного вскармливания. А продолжительность этого периода у человека составляет в среднем три с половиной года.
Так бывает, если взаимоотношения в паре мать-ребенок нормальные. Если они нарушены, малыш может отказываться от груди.
Как нарушаются взаимоотношения
Когда малыш появляется на свет, он точно знает, что у него есть мама. За девять месяцев своей внутриутробной жизни малыш привык к вполне определенным ощущениям: он привык слышать звуки маминого организма, ее голос, ритм ее шагов, привык к определенной температуре и комфортной позе, к маминому запаху. Новорожденный малыш нуждается в постоянной близости с мамой, ведь именно у нее на руках, посасывая грудь, он попадает в атмосферу привычных ощущений, в атмосферу умиротворения и комфорта. Ребенок ожидает от мамы вполне определенных действий, направленных на удовлетворение всех его потребностей, он ждет, что поведение мамы, в общем, не сильно будет отличаться от поведения женщины первобытной или живущей в индейском племени, изолированном от цивилизации. Это врожденные генетические ожидания, сформировавшиеся в ходе эволюции, которые есть у каждого новорожденного малыша. Если мама не оправдывает ожиданий ребенка, малыш теряет веру в ее надежность, а это всегда фундамент возможного отказа. Например, ребенок может "обижаться" на роды. Когда в ход естественного процесса вмешались, нарушив его. В такой ситуации малыш может отказаться от груди уже в первые дни жизни. Такие ситуации редки, но они встречаются.
Может быть, мама пытается научить ребенка плавать и нырять, делает с ним динамическую гимнастику, неловко держит, неправильно ухаживает, кормит по режиму, редко берет на руки, откладывает малыша спать в отдельную кроватку… Во всех этих случаях ребенок испытывает негативные переживания. Он не ожидает, что мама может вести себя подобным образом, потому что тысячи предшествующих поколений мам вели себя совсем по-другому.
Как выглядит отказное поведение
В ответ на предложение мамы малыш не берет грудь. Может отворачиваться молча, может кричать при попытке дать грудь или как только грудь оказалась во рту, или даже при виде мамы и груди, часто выгибается. Встречаются разные варианты:
Ребенок не берет обе груди.
Ребенок не берет одну грудь, а другую сосет хорошо.
Берет грудь, но, сделав несколько сосательных движений, с криком бросает.
В периоды бодрствования малыш не берет грудь или берет и с криком бросает, а на сон берет грудь и сосет во сне совсем по-другому. 
Разновидности отказа
В зависимости от поведения ребенка и причин, его вызывающих, выделяют несколько видов отказа:
При кажущемся или ложном отказе наблюдается поведение, похожее на отказ, но вызвано оно не нарушением взаимоотношений, а другими причинами.
Причиной подлинного отказа всегда является нарушение взаимоотношений. В зависимости от степени нарушений, поведение ребенка может различаться. В случае мягкого отказа ребенок иногда берет грудь, в случае жесткого - не берет вообще. 
Кажущийся отказ
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи кажущегося отказа и действия мамы, позволяющие исправить ситуацию
Некоторые мамы пугаются, принимая за отказ такое поведение, при котором новорожденный ребенок вертит головой у груди. В исполнении новорожденного подобное движение с отрицанием не связано. Это инстинктивное поведение ребенка, проявление поискового рефлекса, который помогает малышу ориентироваться и находить сосок.
В этом случае маме следует научиться правильно прикладывать ребенка к груди и контролировать его поведение, тогда рефлекс вскоре отомрет за ненадобностью.
При правильном прикладывании ротик малыша широко открыт, губки расслаблены и вывернуты, захватывают ареолу практически полностью, язычок подложен на нижнюю десну. При правильном прикладывании малыш сосет бесшумно, не причмокивает, не щелкает язычком, не заглатывает воздух.
Для контроля маме следует всегда накладывать свободную руку на головку ребенка, не позволяя ему крутить головой, сползать на сосок или оттягивать его.
Малыш может начать беспокоиться у груди, испытывая телесный дискомфорт. Например, из-за желания пописать или покакать.
Маме стоит относиться к этому с пониманием, успокаивать и поглаживать ребенка. В такой ситуации малышу стоит снова предлагать грудь, ведь сосание груди помогает ребенку справиться с подобными проблемами. Научившись высаживать ребенка, мама сможет еще лучше помогать ему в подобных ситуациях.
Ребенок может не брать грудь из-за того, что ему больно сосать.
Такое случается, если ребенок болен, например, у него насморк, стоматит, ангина, молочница.
Если ребенок болен, его следует лечить. Возможно, во время болезни малыш будет лучше сосать во сне.
Ребенка могут беспокоить зубы.
Для уменьшения болезненности, связанной с прорезыванием зубов, можно использовать местные обезболивающие средства, предназначенные для этих целей.
Когда боль пройдет, малыш снова будет охотно брать грудь.
Другой случай, связанный с болезненностью - колики. При коликах малыш регулярно ведет себя беспокойно по вечерам. Ребенок может кричать при смене положения тела, при любом напряжении, не может сосать. Он поджимает ножки к животу, резко выпрямляет их, плачет, поэтому многие ошибочно считают, что ребенка беспокоит боль в животе. На самом деле, маленький ребенок одинаково ведет себя при любой боли, поскольку у него еще нет локализации ощущений. Действительной причиной колик являются не проблемы с пищеварением, а головная боль сосудистого происхождения, грудничковая мигрень. От напряжения боль усиливается, поэтому малыш болезненно реагирует на все, что требует от него напряжения. Если ребенок подвержен коликам, он может быть чувствительным к геомагнитным явлениям, перемене давления, фазе Луны.
При коликах маме следует вести себя спокойно. Не предлагайте ребенку грудь во время приступа, он не сможет сосать, поскольку это требует от него напряжения и усиливает боль. Держите ребенка на руках, постарайтесь подобрать такое положение тела малыша, или ритм укачивания, при котором он сможет успокоиться и уснуть. Если ребенок уснул, не меняйте положение его тела. Важно не разбудить ребенка, дождаться, когда он проснется сам. Постарайтесь устроиться поудобнее и терпеливо ждите, когда он проснется. Если малыш проснулся сам, значит приступ прошел. Предложите ему грудь, теперь он снова сможет сосать.
Склонность ребенка к коликам бывает вызвана ошибками в уходе за ним. Если у Вашего малыша колики, постарайтесь наладить уход, обучитесь приемам материнского искусства.
Ребенку бывает сложно сосать, когда молоко слишком сильно течет из груди. Во время бодрствования малыш может испытывать трудности с сосанием.
Как правило, эти трудности временные и к трем - четырем месяцам все налаживается. Реагируйте на ситуацию спокойно, постарайтесь успокоить малыша, ласково разговаривайте с ним, поглаживайте, покачивайте. Попробуйте приспособиться к ситуации, подобрав с помощью консультанта наиболее удачную позу для кормления. Во сне, как правило, малыш затруднений с сосанием не испытывает, постарайтесь это использовать.
Бывают случаи разового отказа от груди. Если мама отлучилась, оставив ребенка, то по возвращении она может обнаружить, что малыш не хочет сосать грудь.
Постарайтесь вести себя спокойно, внешне не реагируйте на происходящее. Укачайте ребенка. Когда он уснет, ложитесь с ним в обнимку и постарайтесь дать грудь при первом его шевелении. Как правило, после сна все налаживается.
Не забывайте о том, что грудной ребенок должен сосать только грудь. Соски и пустышки ему не следует давать даже в отсутствие мамы. Человек, с которым вы оставляете ребенка, должен уметь при необходимости докормить малыша из ложки, чашечки или шприца без иголки.
Разовый отказ занимает промежуточное положение между кажущимся и подлинным отказом. Разовый отказ может быть не случайным. Если это произошло, обязательно задумайтесь, все ли Вы делаете правильно, уверен ли ребенок в том, что вы надежная мама. 
Подлинный отказ
Подлинный отказ возникает, если нарушены взаимоотношения мамы с ребенком, когда действия мамы привели к тому, что малыш потерял веру в ее надежность. Если ребенок разуверился в надежности мамы, достаточно малейшего повода, чтобы спровоцировать отказ. Это может быть отлучка мамы или поход в поликлинику, приход гостей или курс массажа… Как правило, в течение двух недель до начала отказного поведения происходит какое-то событие, в своем роде, последняя капля, переполнившая чашу, и малыш начинает забастовку. Поведение ребенка - это выражение его отношения к маме. В зависимости от тяжести нарушений малыш ведет себя по-разному. Если он иногда берет грудь, то это протест против действий мамы, попытка ее "перевоспитать". Если ребенок не берет грудь вообще, это ультиматум, настоящий отказ от мамы.
Большинство мам тяжело переживают отказ, испытывают глубокое чувство вины перед ребенком, растерянность и беспомощность.
Что же делать, если ребенок, действительно, отказывается от груди?
Как преодолеть подлинный отказ
Прежде всего, необходимо понять, почему произошел отказ, найти его причины. Отметим, что не всегда это просто сделать, неопытная мама, как правило, своих ошибок не замечает. Консультант поможет вам найти причины и поводы для отказа и, по возможности, их устранить.
Бывает, что причины устранить нельзя. Ведь мы не можем изменить прошлое, но, осознав свои ошибки, способны не повторять их в будущем. Помните, что в каждой конкретной ситуации человек выбирает наилучшее из всех доступных ему решений. Тогда Вы не знали, как поступать правильно и не было рядом человека, способного помочь, научить, поправить Вас. Постарайтесь не винить себя за ошибки, допущенные в прошлом, смотрите вперед.
Прежде всего, ребенку необходимо Ваше сочувствие и понимание. Ему сейчас плохо. Вам тоже нелегко. Верьте, если Вы будете действовать уверенно, не сомневаясь в том, что поступаете правильно, и выполнять все рекомендации, все обязательно получится, и вскоре Вы с малышом будете наслаждаться вновь обретенной близостью.
Первый этап (подготовительный)
Справится с отказом нелегко, поэтому постарайтесь закончить неотложные дела и заручиться поддержкой. Попросите родственников на две-три недели взять на себя хозяйственные обязанности, чтобы Вы могли посвятить все свое время ребенку. Постарайтесь объяснить, что и зачем Вы собираетесь делать и попросите не вмешиваться как минимум три недели. Хорошо, если рядом будет женщина, способная, выслушав все Ваши жалобы, сказать что-то в роде: "А все-таки, ты молодец. Ты поступаешь правильно. Все обязательно получится ". На подготовку тылов может уйти от нескольких дней до нескольких недель. Каждый день имеет значение, поэтому не стоит растягивать ее слишком надолго.
Второй этап (основной)
Проводится путем маленькой "осады". Мама на 2-3 недели запирается от мира, уединяется с ребенком и восстанавливает утраченные взаимоотношения, обеспечивая малышу условия, максимально напоминающие состояние внутриутробного комфорта.
Все это время она очень много времени проводит с ребенком на руках и лежа с ним в обнимку. Часто мама практически не покидает пределов комнаты или даже дивана. Когда выходит из комнаты, берет малыша с собой. Исключается все, что может отвлекать ребенка от мамы: прогулки, походы в гости, приход гостей, походы в поликлинику, массаж. Нельзя передавать ребенка на руки другим людям. Две-три недели прикасается к малышу только мама.
Убираются все предметы для сосания: пустышки, соски. Они убираются навсегда. Если Вы докармливаете ребенка из бутылочки, научитесь делать это ложкой. Можно сделать это постепенно, за 3-4 дня. Потом уберите пустышку. Если ребенок младше двух месяцев, забудьте о ней сразу. Если ребенок старше и к пустышке привык, оставьте ее на несколько минут перед засыпанием, потом уберете совсем. В дальнейшем следует добиться, чтобы ребенок всегда засыпал с грудью.
Если ребенок получает докорм, его уменьшают. Об этом всегда следует посоветоваться с консультантом. Контролируют состояние ребенка по количеству мочеиспусканий.
Маме стоит раздеться по максимуму, идеально надеть шорты и легкую рубашку на пуговках, максимально раздеть ребенка. Важно, чтобы малыш как можно чаще прикасался к маминой коже, чувствовал, что грудь рядом и всегда доступна.
Грудь предлагается ребенку с частотой, зависящей от возраста, пола и вида отказа. Всегда предлагайте грудь на сон, при просыпании и при каждом беспокойстве ребенка. Предлагая грудь, не настаивайте. Если попытка не удалась, успокойте малыша. Спите в обнимку с ребенком и днем и ночью. Во сне предлагайте грудь, как только малыш пошевелится.
Нельзя допускать, чтобы ребенок плакал под грудью. Если это случилось, прикройте грудь, отвлеките и успокойте его.
Если ребенок сосет, не отнимайте грудь, пока он сам ее не отпустит.
Обычно, если мама выполняет все рекомендации, через 3-5 дней малыш начинает сдавать свои позиции. Борьба с отказом закончена, если ребенок сам просит грудь. В любом случае, продолжайте "осаду" не менее двух недель.
Третий этап (закрепление достигнутых результатов)
Для того чтобы закрепить достигнутое, будьте бдительны, пока ребенку не исполнится восемь месяцев.
Малыш, который хотя бы однажды испытал сомнения в надежности мамы, нуждается в длительной реабилитации. Скорее всего, он еще не раз захочет проверить Вас на предмет надежности, будет вести себя провоцирующе. Маме стоит устраивать малышу проверки на "лояльность" и предлагать грудь по своей инициативе 1-2 раза в день. В случае рецидивов отказа придерживайтесь изложенных выше рекомендаций.
Устойчивое отношение к груди будет сформировано у ребенка только к восьми месяцам.
Здесь даны самые общие рекомендации. Если у Вас не получается, обратитесь за помощью к консультанту. После того, как отказ преодолен, Вам придется научиться жить по-другому. Освоить все тонкости и приемы материнского искусства вам поможет инструктор по уходу. Если у Вас нет возможности пригласить инструктора, обратитесь за помощью к опытной маме. Важно, чтобы женщина, с которой Вы советуетесь, имела положительный опыт грудного вскармливания, то есть кормила грудью не менее полутора лет, вспоминает об этом с удовольствием.
В заключение, стоит отметить следующее:
Отказ от груди - это не повод прекратить грудное вскармливание, а повод задуматься о том, все ли Вы делаете правильно. Это важно и в случае разового отказа.
Если ребенок отказывается от груди, всегда стоит бороться за продолжение грудного вскармливания, однако после восьми месяцев справиться с отказом бывает сложнее.
Справиться с отказом, как правило, бывает непросто. Но Ваши усилия будут оправданы. Ведь речь идет о продолжении грудного вскармливания - основы Ваших взаимоотношений с ребенком, основы его отношений с миром и другими людьми. Впереди вся жизнь, помогите малышу не потерять веру в Вас в самом начале пути!
 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>

Всего 11 - 20 из 208



Главная
Расписание и сетка занятий
Контакты и реквизиты для перечисления
Полезные ссылки
Благодарности
СМИ о нас
Планы и отчеты
Наши видео, аудио и фото
Наша команда
Статьи
Цитаты и творчество
 
       
Центр материнства Я-МАМА (Вологда) © 2025

Изготовление сайта: Смолин Иван.